История одного SEOшника
Как это – быть SEO-специалистом? Куда развиваться? Что нас ждет, когда мы встаём на такую извилистую тропу, как поисковая оптимизация?
В этой статье я на примере своей истории расскажу, что Вас ждет сейчас.
Как всё начиналось
В далеком 2005, вдоволь наигравшись в веб-разработку и запустив уже 2 некоммерческих проекта (для института и декана), я заработал первый доход в 10 000 рублей на разработке и запуске простенького сайта с каталогом товаров кормов для животных.
Разработать проект - хорошо, а вот что с ним делать дальше меня мало интересовало, интересна была только чистая прибыль за разработку. Потом мне предложили небольшой процент с продаж кормов. И я решил – а почему бы не попробовать. Нужны были продажи, а если быть точным, нужны были заходы на сайт.
SEO в 2005 уже было, а вот материалов, специализированных курсов или ресурсов (кроме форума searchengine) не было. Такие же вебмастера, начавшие раньше меня, пробовали, экспериментировали и записывали все эти попытки и потуги (спасибо им за это большое) в свои блоги. Вот так, с миру по нитке, начало складываться понимание о том, что сайт я сделал не «АХ!». Пришлось перерабатывать весь сайт с нуля под требования SEO.
Если говорить о 2005-2006 годах, то текущие требования стали в 100 раз жестче, но зато – значительно интереснее.
Возьмем пример тогда и сейчас:
2005-2006 :( |
2016 :) |
Наплевать на дизайн |
Дизайн играет решающую роль |
Текст, во всем решает текст |
Текст уже не так «рулит» |
Уникальность текста сложно выявить |
Уникальность контента очень важна |
Чем меньше HTML, тем лучше |
Правильная семантика HTML 5 очень важна |
Рулит быдло-SEO* |
Рулит внутренняя оптимизация |
*Отдельно хочется добавить пару слов про быдло-seo. Интересный вид SEO-оптимизации раньше был. Надо было иметь длинный title, куда впихивалось максимум ключей (потому что роль играли все ключи в title), обязательно должен был быть h1 (хоть тут не облажались и сделали правильно) и тонна текста с различным вхождением ключа. На все остальное было наплевать. Дальше продвигали внешней оптимизацией (закупка ссылок).
Да и дизайн был весьма сомнительный раньше. Вот пример дизайна 2005-2006 годов найденный в интернете. Причем, надо отметить, дизайн этот по тем меркам был очень даже ничего.
Но вернемся к нашей истории. После переработки сайта и 3х месяцев мучения форумов и блогов, было сложено понимание первичного SEO. Шел 2006 год. Тогда я начал впервые закупать ссылки на бирже SAPE. Ссылок надо было покупать много и можно было не очень разбираться, каких (все же минимальный отбор был важен, но сильно заморачиваться не стоило). И О ЧУДО!!!! Спустя еще 3 месяца (итого полгода после первого запуска сайта), сайт начал появляться на внятных позициях. Тогда наше семантическое ядро сайта состояло из…. 11 запросов.
Вот они:
- Корм для собак
- Корм для кошек
- Корма для животных
- Купить корм для собак
- Купить корм для кошек
- Доставка корма для собак
- Доставка корма для кошек
- Корм для хомячков
- Корм для грызунов
- Корм для морских свинок
БОльшую доходность приносили корма для собак и кошек, и им отдавали приоритет.
Еще через 2 месяца мы поняли, что в топ мы так и не выйдем, надо было искать свежее решение. И оно нашлось в расширении семантического ядра и развитии статейной базы сайта.
Мы расшили СЯ по всем возможным запросам до 400 ключей и написали за 4 месяца порядка 100 статей. Причем с каждой статьи мы делали полноценную перелинковку на продвигаемые страницы. Вот здесь мы и почувствовали результат. Рост на 7-15 позиций за 1-2 апдейта яндекса и… нас полюбил Google.
В топ мы вышли в конце 2006 года почти по всем запросам. Можно считать, что кейс получился удачным, а вот заказчик-декан остался не очень довольным. Мы расстались сразу же, как только мои 10% прибыли с продаж перевалили за 50 000 рублей.
А что дальше?
Шел 2007 год. На тот момент я уже работал на другим проектом, и уже не как веб-разработчик, а исключительно как SEO-шник. Был проект корпоративного сайта, и по накатанной технологии SEO давалось легко и быстро. Тогда я понял, что freelance – это мое. Была небольшая команда из таких же «свободолюбивых» работяг: дизайнер (неплохой, надо сказать, дизайнер), верстальщик-программист, девочка-копирайтер. У нас не было студии, просто каждый тянул «своих» при работе с каким-либо клиентом. Этакое «один за всех и все за одного».
Тогда моя жизнь для 20-21-летнего парня была красивой. Я просыпался, когда высплюсь, заваривал кофе, и пока пил кофе и завтракал, проверял позиции через программу AllSubMetter. Она нравилась мне, и я честно купил лицензию, но сейчас ее уже обогнали онлайн сервисы (тот же seolib или topvisor). Я вел 3-4 проекта по 25 000 – 30 000 рублей за каждый. Поверьте, по тем временам это было много.
В чем правда?
2007-2009 год – это период расцвета SEO-информации. О нем писали и трубили на каждом углу. Появилось огромное количество специализированных ресурсов и блогов. Причем каждый трактовал SEO по-своему, что любопытно, не подкрепляя какими-либо фактами. Так появилось целое течение «великомучеников». Это уймы филосовствующего народа, продвигающего сайты ради процесса, а не результата. Как факт: очень много кропотливой работы и абсолютно ноль результата. Зато споров на форумах и воплей было море. А вот подкрепить их сухими цифрами и показателями им не удавалось. Я всегда придерживался фронта практиков-перфекционистов. Мы стремились быстро и с минимальными затратами продвинуть сайт в топ и получать прибыль, не работая. Это вполне реально.
Техника работы у меня была проста:
- Делаем сайт, если уже есть – аудит (за дополнительную плату, разумеется), если проходит аудит – работаем. Не проходит – переделываем сайт, как я скажу. Тут важно убавить свой гонор и провести аудит честно. Если сайт действительно хороший, переделка будет только стрессом для SEO.
- Пилим СЯ. Долго, муторно, раскидываем ключи по страницам
- Дорабатываем контент
- Делаем перелинковки и массово наполняем статьями
- Закупаем ссылки
С наступлением 2010 года радости поубавилось. Алгоритмы с 2010 по 2016 начали меняться с такой скоростью, что уследить за ними было сложно, а адаптировать изменения под новые требования – ещё сложнее.
Куда движется SEO?
SEO перестало быть «шаблонным». Уже тогда я начинал изучать маркетинг и пробовать себя не только в продвижении сайтов, но и в увеличении продаж. Тогда я понял, что алгоритмы поисковых машин разрабатывают по европейским учебникам маркетинга.
Судите сами:
- Стильная обложка товара (дизайн сайта)
- Хорошая доступность (юзабилити)
- Мотивация к приобретению (конверсионные элементы)
Количество факторов ранжирования росло в геометрической прогрессии. SEO стало интересным. Оно навсегда перестало быть чем-то шаблонным. Теперь SEO – поединок между специалистом, который хочет денег, и поисковой машиной.
Работать на freelance было интересно и выгодно, но меня интересовал маркетинг. И я ушел работать «на дядю» в одну крупную сеть. Там я начал познавать digital-маркетинг во всей красе. Мы продвигали свои сайты, у нас были свои программисты, дизайнеры и SEO-специалисты. Из исполнителя и мелкого руководителя стать начальником отдела было сложно и морально и физически.
Сейчас на дворе 2016 год, SEO поменялось еще сильнее и стало в чем-то доступнее и проще, но однозначно интереснее. Сейчас есть куча автоматических сервисов-уведомителей об обновлении поисковых баз через телеграмм, информация по дополнительным изменениям от ботов в twitter и т.д. Несмотря на то что я давно ушел в маркетинг и управление, SEO никогда не уходило от меня. Всегда шло рядом, бок о бок со мной.